События последнего года перевернули жизнь с ног на голову. Всё стало жертвой пандемии: и работа, и отдых, и путешествия, и в особенности учёба. Как дистанционное обучение изменило жизнь школьников и родителей? Что лучше, онлайн- или офлайн-образование? Есть ли будущее у дистанционки?
Именно такой фразой можно описать пандемию. Внезапный карантин и локдаун вынудили властей действовать быстро — и в итоге оказалось, что около 60% учителей просто не готовы учить школьников дистанционно (данные экспертов РАНХиГС от апреля 2020 года). Легче всего пришлось тем преподавателям, которые изначально вели «цифровые» предметы вроде информатики. Однако образование — очень индивидуальный процесс, и за долгие годы учителя обзавелись собственными наработками, которые очень и очень непросто перевести в цифровой формат.
Вот с какими сложностями столкнулись учителя:
Как показали опросы, видеоуроки на начало пандемии более-менее систематически вели только 32% учителей. Это меньше трети педагогов — неудивительно, что у большинства возникли сложности с тем, чтобы обучать студентов дистанционно.
Большинство школьников жаловалось на тотальную неподготовленность образовательных платформ к наплыву учащихся. Тесты, презентации и другие материалы деформируются при загрузке, в результате чего школьникам приходится искать информацию самостоятельно, а видеоконференции обрушиваются из-за слишком большого количества пользователей. Современным школьникам — тем, которые имеют почти идеальную цифровую грамотность,— недоработанные образовательные платформы оказались просто неудобны.
Особенно неудобно дистанционное обучение в регионах, где качество интернет-соединения оставляет желать лучшего.
Сложности школьников и студентов включают в себя:
Многие учащиеся назвали дистанционку благом: им понравилось пребывание в «зоне комфорта», возможность записывать лекции и пересматривать их при необходимости, удобный формат выполнения домашних заданий, более свободный распорядок дня.
Впрочем, даже из сонма довольных очень многие жаловались на отсутствие «живого» общения со сверстниками.
Хуже всего во время пандемии пришлось родителям, на которых обрушилась необходимость следить за школьными успехами ребёнка. Хотя многие пытались увидеть в этом положительную сторону — родители вовлекаются в образовательный процесс, могут больше узнать о том, как учатся дети, — для большинства это стало проблемой.
И всё потому, что у родителей появилась обязанность отслеживать «логистику» процесса:
В офлайне проще: школьник встаёт в семь утра, собирается в школу, там учится по звонкам, возвращается, обедает или ужинает, делает домашнюю работу и отправляется спать. В случае с дистанционкой границы размываются — можно встать и лечь попозже, отложить домашку на ночь и т. д. Необходимость организовывать распорядок дня полностью ложится на родителей.
Негативно сказалось на взаимоотношениях в семье и постоянное пребывание рядом без возможности отдохнуть друг от друга, особенно если родители тоже ушли на удалёнку.
Переход на дистанционное обучение произошёл неожиданно. Возможно, если бы это случилось более плавно и мягко, многих проблем удалось бы избежать.
Пока же дистанционка в России страдает от нескольких системных проблем:
За дистанционным обучением будущее, в этом никаких сомнений нет, но опыт 2020/21 годов показал, что российское образование, особенно в регионах, пока к этому не готово. А как думаете вы? Что лучше, офлайн- или онлайн-образование?