Конкурсы — это соперничество, а здоровое соперничество полезно, потому что помогает развивать лидерские качества, приучает ребёнка ставить перед собой цели и идти к ним, раскрывает потенциал. Но в деле соперничества и участия в конкурсах легко перегнуть палку.
Как сделать участие в конкурсах здоровым и полезным для психики? Рассказываем!
Суть конкурса не важна — это может быть забег, соревнование песен или танцев, хакатон для программистов. Важно другое: чем бы это ни было, оно подталкивает ребёнка соревноваться с другими, будит в нём чувство азарта и желание оказаться первым.
Участие в конкурсах подразумевает выход из зоны комфорта: условной «территории», в которой человек чувствует себя защищённым, и где до него не могут добраться различные невзгоды и трудности. Хотя зона комфорта должна быть у каждого человека, поскольку дарит ощущение защищённости, постоянное нахождение в ней может привести к стагнации. Это особенно важно в случае с подрастающим поколением — дети и подростки должны периодически выходить из зоны комфорта, чтобы впоследствии это не было для них тяжёлым и травматическим опытом.
Конкурсы помогают детям развивать эмпатию и умение сопереживать, уважительно относиться к своим соперникам. Дети учатся работать в команде, быть упорными и настойчивыми. И наконец — самое важное — они учатся совершать ошибки и понимать, что проигрыш не равнозначен поражению. Любой шаг — это бесценный опыт, на котором человек строит своё будущее, и проигрыши в конкурсах тоже становятся фундаментом для этого.
Подобный опыт, полученный в юном возрасте, способствует формированию более здоровой самооценки. Проигрыши и ошибки не становятся для человека чудовищной трагедией — просто поводом приложить чуть больше усилий.
Если всё так здорово, откуда вообще берётся вопрос, вредно ли участвовать в конкурсах? Исследования показали, что соперничество не помогает мотивировать детей, даже наоборот, приводит к неравенству и стрессу из-за постоянного давления. Если речь идёт об активностях, которые искренне нравятся ребёнку (спорт, творчество, наука), то участие в конкурсах может вовсе отвратить подростка от любимого занятия.
В некоторых ситуациях участие в конкурсах может привести к понижению самооценки. Дети чувствуют себя потерянными и поверженными, менее любимыми родителями и педагогами, усталыми и грустными. Они чувствуют, что зря приложили силы и потратили время на попытки достичь какой-либо цели. И всё это происходит по одной единственной причине — соперничество в конкурсе было изначально нездоровым.
Важно сформировать у ребёнка определённый тип мышления, не фиксированный, когда он убеждён, что «гуманитарного склада ума», «не умеет в языки», «не способен к математике», а растущий. Он позволяет совершенствоваться и мыслить категориями: «Да, сейчас у меня не получилось, но я могу научиться новому и попробовать ещё раз». Именно такое мышление воспитывает зрелую и здоровую личность, способную к адекватному соперничеству.
Как помочь ребёнку сформировать именно такое мышление? Так:
Конкурс должен вызывать у ребёнка положительные эмоции, радость и предвкушение. Это не тягостная обязанность, а нечто интересное, и к потенциальному поражению ребёнок должен относиться совершенно спокойно. Конкурс — это веселье, возможность познакомиться с единомышленниками, развить собственные умения и таланты, наметить цели на будущее.
Если конкурс вызывает у ребёнка тревогу и нежелание участвовать, если малыш очевидно не готов к поражению, и если предыдущие попытки побывать на соревнованиях привели к огорчению или ссоре с друзьями, возможно, пока стоит воздержаться от конкурсов и вместо этого сфокусироваться на восстановлении самооценки и поиске причин болезненного психоэмоционального состояния.