Заказать обратный звонок
Ростов-на-Дону
пн-пт с 8:00 до 17:00
меню сайта gnk

​Как вызволить ребёнка из ловушки потребительства


ребенок потребитель фото

В «Капитале» Карл Маркс предсказал кризис перепроизводства. Он полагал, что рано или поздно мир будет производить больше, чем нужно людям. Производителям придётся стимулировать потребителей, чтобы они приобретали не нужное, а «престижное», «модное», «уникальное» и «эксклюзивное».

Карл Маркс оказался прав — именно это сейчас и происходит. Реклама завлекает клиентов всеми возможными способами, пытаясь надавить на их желание быть стильным, принадлежать к определённой социальной группе, обладать пусть ненужными, но красивыми вещами. Достаточно пройтись по любому торговому центру: со всех витрин вас будут убеждать, почему вы «должны» купить именно это платье, эту мультиварку, эти кроссовки и этот пылесос, и что без всего этого ваша жизнь будет ужасной.

Поддавшись на «уговоры», вы покупаете заветное платье, но счастье длится всего несколько дней. Затем цикл потребительства запускается снова.

С этим тяжело бороться даже взрослым, что уж говорить о детях. Каждый родитель подрощенного ребёнка хотя бы раз сталкивался с категорическим «хочу» просто потому, что у Маши-Светы-Владика есть такая вещь.

Но вызволить себя и своих детей из ловушки потребительства можно. Вот как:

1. Стимулируйте ребёнка завести хобби. Хобби — гарантия того, что ребёнок не соскучится, потому что большая часть лишних вещей приобретается именно от скуки. Вместо того, чтобы бродить по пёстрому и кишащему рекламой торговому центру, или бесцельно «сёрфить» увешанный рекламными баннерами интернет, ребёнок будет занят интересным и увлекательным делом.

2. Объясняйте назначение каждой купленной вещи. Сумка — вещь полезная и нужная, но зачем тебе десять штук? Конечно, тебе нужен телефон с интернетом и возможностью устанавливать приложения, но почему это должен быть айфон последней модели? Тетради для школы нужнее новой игрушки, тем более, у тебя есть, с чем играть. И всё в таком духе.

3. В подержанных вещах нет ничего плохого. Объясните ребенку, что сэконд-хэнд — не значит плохо. На блошиных рынках можно отыскать интересные вещи с историей, а в стоковых магазинах — вполне себе брендовую одежду по доступным ценам. На Западе сэконд-хэнд — часть культуры, и в нём нет ничего дурного. И если вы приучите ребенка к этой мысли, он не будет считать зазорным донашивать хорошую одежду или покупать подержанные качественные вещи.

4. Чинить, а не выбрасывать. Сломался гаджет? Почему бы не разобрать его и не попробовать восстановить самостоятельно? Всё равно вы ничего не теряете — гаджет ведь уже сломан. А ребёнок получит интересный челлендж, займёт себя и, возможно, заложит первые кирпичики в фундамент будущей профессии.

5. Помогите ребёнку обзавестись критическим мышлением. Настройте его критически по отношению к рекламе. Делайте это в формате игры: например, ребёнка можно попросить «продать» вам что-нибудь, как на собеседовании менеджером по продажам в компанию. Вы можете спросить, что бы он «рекламировал», если б решил продать какую-нибудь вещь, и что на самом деле может скрываться за пёстрой обёрткой рекламы.

6. «Переспи с этой мыслью». Сталкивались когда-нибудь с такой уловкой? Если ребёнок сильно-сильно хочет что-нибудь недешёвое, предложите ему подождать месяц. Если спустя месяц он по-прежнему будет хотеть эту вещь, покупайте — очевидно, что это не сиюминутная блажь. Но в большинстве случаев через месяц дети уже не помнят, что импульсивно хотели какую-нибудь дорогую игрушку.

7. Научите ребёнка ценности денег. Ничего не достаётся просто так — чтобы обеспечить семью, маме и папе приходится работать. Чем раньше ребёнок это поймёт, тем лучше. Зная цену денег, он будет бережнее относиться к тем вещам, которые у него есть, и станет требовать меньше ненужных обновок.

8. Отмечайте праздники дома или на природе, если позволяет погода. Замените вечеринки в «Макдональдсе» домашними празднествами. Во-первых, это веселее, ведь вы можете совместно всё украсить, приготовить перекус, продумать игры. Во-вторых, служит бондингу — укрепляет отношения внутри семьи. И, в-третьих, позволяет сильно сэкономить. Ведь веселье — это не какое-то определённое место, а люди.

9. Выдавайте детям карманные деньги. Начинайте делать это, как только ребёнок научится считать. Распоряжаясь собственными средствами, ребёнок будет ценить деньги, копить и экономить. Это поможет ему в будущем.

10. Научите ребёнка сравнивать цены и покупать там, где дешевле. Бренды — это ерунда. Неужели толстовка за 1 500 рублей хуже, чем фирменная вещь от Supreme, которой грезят все современные подростки? Ничуть! Но вам приходится переплачивать во много раз просто из-за бренда. То же касается почти всех вещей: есть продукты подешевле, но на рынках и в некрасивых упаковках, а есть абсолютно такие же, но дороже — в красивой крафтовой бумаге и супермаркетах. Конечно, нельзя экономить на качестве, но на бренде можно и нужно.

11. Поощряйте хэнд-мейд! Сейчас у детей есть всё нужно для жизни, а красивое и дорогое вполне могут купить родители. Поэтому мотивируйте ребёнка делать подарки своими руками: можно сделать украшение, разрисовать футболку акриловыми красками, вылепить что-нибудь из полимерной глины, связать, вышить, создать совершенно уникальную открытку. Хэнд-мейд развлекает, развивает и занимает время. Кто знает, может, в вашем ребёнке спит талантливый скульптор или художник?

Понравилась статья? Поставь лайк, поблагодари автора и поделись полезной информацией с другими
иконка сердечка
logo
Читайте также