Напишите нам
Отправляя письмо, вы соглашаетесь с условиями Политики конфиденциальности
Избранное 1 товар
Вход
Регистрация
Все поля обязательны для заполнения
Восстановление пароля

Одарённость: что это, как развить дар ребёнка и не позволить ему «выгореть»

Нет времени читать?

Сейчас время моды на одарённых детей, как бы странно это ни звучало, эра трендовой гениальности, когда сразу после рождения младенца отдают в секции, в кружки, начинают активно «развивать». В новорожденном малыше родители старательно ищут признаки способностей: к математике, к языкам, к рисованию. Каждый признак нормального ребёнка превозносится как некий талант, который непременно нужно стимулировать.

В развитии природных предрасположенностей нет ничего дурного, напротив: это полезно и важно, но ещё важнее соблюсти баланс, помочь раскрыть дар и избежать «выгорания».

Рассказываем об одарённости в том виде, в котором она представлена сейчас.

Что такое одарённость

До возникновения прикладной психологии в середине XIX века никто не задумывался о таком понятии как «одарённость»: человек рождался с некоторыми природными способностями, которые он мог или не мог воплотить, чтобы реализоваться в жизни. С появлением психдиагностики и детской психологии всё изменилось, но в ключе, отличном от существующего сейчас понятийного аппарата.

В СССР одарённых детей называли «способными». Это когда в садике или начальных классах учительница говорит: «У вашей Светочки есть способности к математике» или «Ваш Витя очень красиво рисует», давая понять, в каком направлении следует поработать. Родители обычно записывали ребёнка в кружок или секцию, где его предрасположенность ограняли специалисты.

Сходились психологи и педагоги в одном: способный ребёнок отличается от сверстников в одном или нескольких направлениях. Ему хорошо даются некоторые виды спорта, он успевает в математике или гуманитарных науках, прекрасно рисует, быстро учится играть на музыкальном инструменте, замечательно поёт. «Дар» позволяет ребёнку достигнуть такого уровня деятельности, которая обычным людям не даётся, или даётся с гораздо большим количеством труда, с большим приложением усилий.

Причём «дар» включает в себя как природные таланты ребёнка, так и его воспитание, культурно-социальный контекст, в котором он вырос. Одарённость можно и нужно развивать на протяжении всей жизни.

Особенности детской одарённости

Ребёнок — не то же самое, что взрослый. Несмотря на то, что полезно общаться с ребёнком как с равным, выслушивать его и интересоваться его мнением, важно понимать, что детский мозг работает совсем не так, как работает взрослый.

  • Детская одарённость потенциальная: не факт, что она закрепится достаточно, чтобы дотянуть до взрослого возраста. Иными словами, никто не гарантирует, что из способного, одарённого ребёнка вырастет такой же способный, одарённый взрослый. И это нормально.
  • Ребёнку не нужен мотив, не нужна причина интересоваться чем-то, исследовать какую-либо область, но она нужна взрослому. Немотивированный взрослый не сможет добиться успехов на выбранном поприще. Именно страсть и стремление, определяют выбор профессии одарённого ребёнка, поэтому в подростковом возрасте важно отыскать именно его.
  • Во взрослом возрасте разнонаправленная детская одарённость чаще всего становится узконаправленной: так ребёнок, интересовавшийся различным рукоделием, с возрастом может выбрать для себя только скульптуру и только из дерева.

Причём для ребёнка нормально иметь несколько интересов в смежных или несмежных областях. Сегодня он исписывает целые альбомы акварельными натюрмортами, а завтра неожиданно увлекается вышивкой гладью. Быстрая смена интересов нормальна для ребёнка, и задача родителя — не пытаться затормозить его на какой-то одной деятельности, а осуществлять мониторинг: наблюдать и регулировать.

Что делать, чтобы развить в ребёнке талант

  1. Рассматривать способности ребёнка всестороннее, объективно, спокойно, потому что субъективность в данном случае — главный враг экспертной оценки. Каждый родитель считает своего ребёнка самым лучшим, но в вопросе поисков таланта такое не годится.
  2. Задействовать разные источники, интересоваться мнением разных педагогов и психологов. Заболев, мы стремимся получить несколько заключений. Это же правило работает здесь.
  3. Оценивать реальные достижения — олимпиады, конкурсы, решённые задачи, написанные программы и т. д.
  4. Стремиться вовлечь ребёнка в большее количество занятий, чтобы, во-первых, найти что-нибудь, что вызовет у него интерес, а во-вторых, понять, что даётся ему особенно хорошо и быстро.
  5. Вовлекаться в сферу одарённости ребёнка, чтобы подпитывать его заинтересованность.

    «Работа» и родителей, и педагогов, стремящихся предоставить одарённому ребёнку лучший плацдарм для взлёта, невероятно сложна, требует внимания, аккуратности, деликатности, объективности и отсутствия собственных амбиций.

    Некоторые родители начинают искать признаки одарённости у своих сыновей и дочерей в 1–2 года. Это неправильно: в таком возрасте ребёнка нужно просто оставить в покое, позволив ему знакомиться с миром. Вот с 3–5 лет природные таланты начинают проявляться. Они включают в себя:

    • ремесленные таланты,
    • спортивную одарённость,
    • академическую успеваемость,
    • тягу к эстетике, творчеству и созиданию,
    • альтруизм — стремление помогать людям, духовно развиваться.

    В 5–6 лет талант проявляется особенно ярко и становится заметен для окружающих. Именно в эту пору к вам могут обратиться сотрудники детского сада или школы со словами про наличие у девочки или мальчика склонности к чему-то, определённого дара, который, возможно, имеет смысл развить.

    Созидание, новаторские мысли — это очень важно; это то, что отличает действительно одарённого ребёнка от просто смышлёного. Ребёнок, который всё запоминает и может воспроизвести книгу с любой страницы, — не одарённый, это просто ребёнок с отличной, может, даже фотографической памятью. А вот тот, кто пытается с детства организовывать маленькие театральные постановки, организует детей, сочиняет собственные истории — уже другой разговор.

    Главное — не отбирать у ребёнка детство, не лишать его возможности играть, дурачиться и дружить со сверстниками. Существует категория родителей, которые считают, будто одарённый ребёнок обязан всё своё свободное время посвящать саморазвитию. Это неправильно: единственное, чего можно добиться с такими нагрузками, — нервный срыв и раннее «выгорание».

    Почему быть одарённым — не так-то просто

    Быть одарённым ребёнком — не сплошная радость и далеко не всегда удовольствие. Часто способные дети и подростки чувствуют мощное давление, нередко демотивируются, бывает даже «выгорают» и теряют всякое желание чем-либо заниматься.

    Вот что нужно иметь в виду, воспитывая талантливую дочь или способного сына:

    1. Возможная скука в школе. Многие способные дети проходят программу экстерном, а потом скучают на уроках или начинают плохо себя вести.

    2. Скачки самооценки. У ребёнка может быть завышенная самооценка, если все будут твердить ему, какой он молодец, какой талантливый и способный, а может быть заниженная, если требования от окружающих окажутся непомерными.

    3. Проблемы с социализацией. Способный ребёнок может тянуться к детям постарше, что приведёт к нарушению формирования связей и игровой деятельности, а со временем может поставить его в опасное положение.

    4. Педантичность, перфекционизм. Они могут сильно испортить жизнь.

    5. Бунтарство — отрицание правил, нежелание им подчиняться. Многие одарённые дети — настоящие юные революционеры, которые считают себя выше конформного общества. Умные и способные школьники бунтуют ничуть не реже, чем признанные хулиганы и двоечники.

    6. Демонстративность и грубость, нежелание видеть в окружающих равных.

    Чтобы поладить с маленьким талантом, нужно найти к нему подход, создать доверительные отношения, желание сотрудничать. Такие дети ценят, когда к ним относятся серьёзно, без снисходительности, когда к их мнению прислушиваются. Однако только родители могут проконтролировать, чтобы развитие ребёнка было гармоничным, без перегибов в сторону излишнего труда или полного его отсутствия.

    Стоит помнить кое-что ещё, кое-что важное. Гении рождаются редко, но умного, честного, доброго и счастливого человека можно воспитать из любого. И это намного важнее, чем одарённость или наличие таланта.

    Понравилась статья?
    Поставь лайк, поблагодари автора и поделись полезной информацией с другими
    ВКонтактеWhats App
    Читайте также