Почему брендовая одежда такая дорогая? Зачем переплачивать за бирку, если можно купить такую же вещь в два, а то и в три раза дешевле? Наверное, этот вопрос вольно или невольно возникал у каждого человека. Такой же состав, практически те же расцветки — и откуда только такие цены?
Давайте разбираться.
Если бы цена и качество всегда коррелировали, жизнь стала бы значительно проще! Но связь между высокой стоимостью и отменными потребительскими характеристиками существует не всегда. Пример — бренды категории «люкс», та самая одежда haute couture, функционально не отличающаяся от вещей из масс-маркета. Глядя на нижнее бельё или носки с пятизначной цифрой на ценнике, невольно думаешь, кто же станет такое покупать? Но если бы не покупали, бренды давно разорились бы.
В 70-х годах мир захлестнула волна логомании: выяснилось, что даже простую хлопковую майку купят по невероятной цене, если на ней будет напечатан правильный логотип. Кстати, последние несколько лет мир моды снова переживает всплеск страсти к одежде, украшенной огромными и знакомыми каждому логотипами.
Зачем же люди покупают такие дорогие вещи? Потому что они приобретают не столько вещь, сколько статус и эмоцию. Логотип на сумке, пуховике или кроссовках дарит человеку ощущение принадлежности. Это стоит любых денег.
В России концепт репутационных потерь пока не так развит, как на западе, именно поэтому представители брендов могут грубить покупателям от лица официальных аккаунтов, писать оскорбительные и неприятные вещи, а потом продолжать бизнес, как ни в чём не бывало. За рубежом любое неловкое слово и любая торчащая из сумки нитка может стать причиной скандала, который быстро наберёт обороты в социальных сетях.
Крупный международный бренд с меньшей вероятностью проигнорирует жалобу клиента на скверный сервис или низкое качество. Они обязательно закладывают процент брака в партию, поэтому без проблем оформляют возврат или обменивают вещь на аналогичную. Для крупной компании -это незначительные финансовые потери, куда меньшие, чем можно понести в плане репутации, если начать сутяжничество.
Есть категории вещей, за которые лучше отдать чуть больше, чем покупать у недорогих, безымянных, производителей, рискуя нарваться на не слишком хорошее качество. Например, это касается обуви: разница в ощущениях от ношения качественной и некачественной обуви колоссальна. И не просто ощущения: плохая обувь портит осанку, приводят к травмам и плоскостопию.
Или верхней одежды: есть много способов испортить пуховик на стадии производства, от плохой очистки перопуховой смеси до скверного подбора фурнитуры, из-за которого «собачка» сломается в первый месяц носки.
Впрочем, «громкое» имя бренда по-прежнему не гарантия качества. Просто, случись чего, добиться возврата средств будет проще.
Чего не стоит делать, так это покупать подделку под брендовую вещь. Подделка изготавливается так, чтобы быть внешне схожей с брендом, при этом потребительские характеристики копируются редко и избирательно. Купив китайскую копию хороших наушников, вы вряд ли получите суперзвук. Лучше, за ту же стоимость, приобрести более дешёвую модель от менее люксового производителя.
В некоторых случаях стоит отдать предпочтение вещи подороже. В широте, где зимой температура может упасть до отметки в –30ºС, нужно присматривать пусть необязательно супердорогие, но проверенные бренды обуви и верхней одежды. Зато с летними вещами можно сильно не беспокоиться — хлопок и есть хлопок.
И всё же, никакой бренд не стоит того, чтобы брать ради него кредит или экономить в повседневной жизни. Практически у каждой вещи категории «люкс» есть качественный аналог в масс-маркете, на котором, возможно, нет заветного логотипа, но который, по качеству, не уступит премиальному сегменту.