Заказать обратный звонок
Ростов-на-Дону
пн-пт с 8:00 до 17:00
меню сайта gnk

Раннее развитие: миф или реальность


Что такое раннее развитие — необходимость, маркетинговый ход или мода? Это не более чем способ заработать денег, утверждают педагоги, потому что в адекватной и интересной среде ребёнок сам «доберёт» то, что ему необходимо.

В самих по себе студиях развития нет ничего плохого, как нет ничего плохого в любом совместном досуге ребёнка с родителями. Вот некая секция, там играет музыка, а под музыку дети прыгают вместе с мамами и папами. Или совместное рисование. Или лепка из пластилина. Или вышивание и хоровое пение. Всё это — здорово и интересно, но по факту ничем не отличаются от бесплатной прогулки по городу или лежания на диване.

«Куда ты водишь своего ребёнка?» — спрашивают мамочку люди и, сами того не осознавая, поднимают очень интересный вопрос: «куда ты водишь», но не «куда он ходит». Маленькому ребёнку, в общем-то, всё равно, где брать необходимое общение с мамой и сверстниками: на детской площадке или в специальной «секции». Впечатления, которые ребёнок получает на улице, по сути своей ничем не хуже тех, которые он получает в так называемой «студии раннего развития».

Раннее развитие: миф или реальность

Когда кружок раннего развития — это маркетинг и манипуляция

Отмотаем время на десяток лет назад. Постарайтесь вспомнить, было ли тогда огромное количество кружков, рассчитанных на совсем маленьких детей? Наверняка вы не сможете вспомнить ни одного. А всё потому, что «мода» на раннее развитие появилась сравнительно недавно.

Родителя легко поймать на «крючок»: этим постоянно пользуются всевозможные бренды, производя товары и услуги для детей. Например, «детские парикмахерские». Чем они отличаются от «взрослых», кроме мультяшной вывески? Или «детская зубная паста». Давно было доказано, что единственное её отличие от «взрослой» — повышенная стоимость.

Так же и со студиями раннего развития. Родитель видит рекламу и думает: «Как я могу такое упустить? Вдруг мой ребёнок чего-то недополучит, вдруг из него не вырастет гений, как обещают в проспекте?». И что же — неужели Эйнштейн, Склодовская-Кюри или Ломоносов посещали кружки раннего развития? Нет! Однако ж гениями им это стать не помешало.

В основе любого кружка раннего развития лежит лёгкая манипуляция.

— Тебе больше не хочется ходить на музыку? — спрашивает мама у своего четырёхлетнего сына.

— Не хочется, — отвечает сын, потому что гораздо больше ему хочется играть с пазлами, смотреть мультики и гулять с мамой.

— Как же так? — обижается женщина. — Ведь мы договаривались! Ведь тебе нравилось!

А нравилось ли ему? Или он просто хотел порадовать маму?

У ребёнка должно быть детство. Детство — это когда малыш сидит и собирает конструктор, через минуту уже кидает мяч в стену, а ещё через минуту — возится с собакой. Ровные рядки трёхлеток, которых заставляют снова и снова рисовать один и тот же натюрморт, находятся очень далеко от детства.

Не развивайте ребёнка, развивайте себя

Так как же быть? Ответ — в заголовке. Ничто не «зажжёт» вашу маленькую звёздочку быстрее, чем ваше собственное пламя. Ведь нет ничего странного в том, что у матери-художницы вырастает художник-сын, что некоторые профессии передаются от поколения к поколению, что у влюблённого в чтение отца будут расти дети, тяготеющие к литературе.

Даже если ваше личное хобби не зажжёт ребёнка, он по крайней мере получит пример того, насколько интересными могут быть любимые занятия. Когда придёт время, он сделает выбор сам, а вам останется только направить его в нужное русло. Когда придёт время, а не в 3–4 года.

Бытует мнение, что некоторыми вещами в зрелом возрасте слишком поздно заниматься, что чем раньше начал, тем проще будет. Это ерунда. Учиться никогда не поздно. Понять, что в действительности всегда мечтал заниматься другим, никогда не поздно. Сейчас появляется всё больше пожилых людей, которые вдруг пересматривают свою жизнь, отправляются путешествовать, заниматься танцами, рисовать, изучать языки. Дорога открыта всем! Поэтому, пожалуйста, не отнимайте у ребёнка детство.

Если не получается не учить

Какой-то родитель, допустим, прочёл эту статью и подумал: «Всё вроде бы правильно, но разве можно так просто взять и выпасть из привычной парадигмы?». Чтобы избавиться от постоянных попыток записать ребёнка в новые секции, от извечной тревоги на тему «я даю ему недостаточно», задавайте периодически себе эти вопросы:

1. «Зачем?». Это в принципе очень полезный вопрос. Зачем вы, спотыкаясь и паникуя, летите в кружок или секцию? Зачем вашему ребёнку курс флейты? Зачем отбирать у малыша планшет и отправлять его на танцы?

2. «Чему я учу?». Обучение в раннем возрасте почти всегда основывается на безоговорочном подчинении. Проще сказать: «Потому что надо», чем пускаться в долгие объяснения, стараясь выражаться понятным ребёнку языком. Так вы воспитываете будущих рабов, безынициативных и аморфных. Не ленитесь. Объясняйте свои решения.

3. «Что я делаю?». Не бойтесь признаваться себе, что отправляете ребёнка восвояси, чтобы заняться своими делами. И уже тогда или честно отделайтесь, позволив ребёнку делать что-то интересное, или вставайте и идите с ним общаться.

Понравилась статья? Поставь лайк, поблагодари автора и поделись полезной информацией с другими
иконка сердечка
logo
Читайте также