+7 (928) 229-81-27
Ростов-на-Дону
пн-пт с 8:00 до 17:00
меню сайта gnk

Почему будущее — за гендерно-нейтральным воспитанием детей


девочка и мальчик

В два года ребёнок начинает осознавать, мальчик он или девочка, к трёхлетнему возрасту уже говорит об этом с определённой уверенностью, а к четырём годам окончательно утверждается в собственной гендерной идентичности — и начинает вести себя сообразно с так называемыми «гендерными ролями». То есть, делает то, что «положено» мальчику или девочке.

Что такое гендер? В первую очередь — социальный конструкт. Тогда как половая принадлежность определяется в роддоме («Поздравляем, у вас девочка») и относится к физиологическим признакам, с гендером дела обстоят несколько сложнее. Гендер во многом зависит от воспитания: мальчиков убеждают в том, что они «сильный пол», дарят игрушечных солдатиков и машинки, девочкам навязывают «хранение семейного очага», вручают кукол и плюшевых зверушек.

Гендерно-нейтральное воспитание даёт ребёнку возможность опробовать себя в разных социальных ролях и выбрать ту, которая будет соотноситься с его характером и личными пожеланиями (или не выбирать вовсе — такая опция тоже есть). О том, почему это настолько важно, рассказываем в этой статье.

«Мужчины с Марса, женщины с Венеры»

Долгое время существовал миф о том, что женщины и мужчины различаются по строению мозга. Считалось, что они мыслят по-разному и желают разного, у них разные стремления и мечты, поэтому воспитание мальчиков и девочек требует принципиально разного подхода. Но в 2015 году этот миф развенчала коллаборация учёных-нейрофизиологов из США, Израиля, Германии и Швейцарии.

Их целью было ответить на вопрос: «Существует ли такое понятие, как мужской или женский мозг?» . Чтобы ответить утвердительно, нужно было найти характеристики, присущие исключительно женщинам или исключительно мужчинам — для этого исследователи изучили МРТ почти полутора тысяч добровольцев разных полов, а также проводившиеся до этого схожие исследования.

Выяснилось, что ничего, присущего только женщинам или только мужчинам, не существует. Мозг — это своего рода «мозаика» из разных черт, причём черты эти могут встречаться у представителей обоих полов. И хотя учёные признали, что некоторые анатомически-морфологические различия имеются, нет никаких комбинаций признаков, которые позволили бы с уверенностью говорить именно о «мужском» или именно о «женском» мозге. Действительно, есть особенности, которые чаще встречаются у женщин или у мужчин, однако нет особенностей, которые встречались бы исключительно у женщин или у мужчин.

Учёные подчеркнули, что говорить о мозге в бинарном ключе нельзя, потому что каждый отдельный мозг — уникальный набор признаков. Все разговоры о «женщинах с Венеры» и «мужчинах с Марса» — просто разговоры, не подтверждённые никакими фактами.

Разные биологические виды

О том, насколько легко дети впитывают гендерные стереотипы, исчерпывающе рассказывается в исследовании под остроумным названием «Мальчишки есть мальчишки, коровы есть коровы» за авторством психологов Марианны Тейлор, Марджори Роудз и Сьюзан Гельман из Университета Мичигана. Учёные спросили пяти- и шестилетних детей, станет ли хрюкать корова, воспитанная свиньями. После этого учёные спросили детей, что станет с девочкой, которую сразу после рождения удочерит изолированная группа мужчин. Полюбит ли она рыбачить, станет ли играть с солдатиками или машинками? Целью исследовательниц было выяснить, считают ли дети, будто девочки изначально рождаются с любовью к вязанию, куклам и играм в принцессы, а мальчики — с тягой к грузовикам, футболу и «войнушкам».

Большинство детей решили, что воспитанная свиньями корова всё равно будет мычать, а воспитанная мужчинами девочка — играть с куклами. И если с коровой всё понятно и резонно (потому что корова — отдельный от свиньи вид, и мычание заложено в ней на физиологическом уровне), то с девочкой не всё так просто. Однако для детей тяга к куклам и платьицам видится такой же физиологией, как мычание для коровы.

Мышление детей очень специфично. Дети усугубляют и утрируют, и даже небольшой толчок в сторону гендерно-различного воспитания приводит к тому, что они начинают считать девочек и мальчиков совершенно разными биологическими видами. Это нормально — людям проще жить, когда они обобщают и каталогизируют.

Так, например, психолог Кэрол Мартин показывала детям фотографию мужчины у плиты и говорила, что мужчина на картинке любит готовить. Но когда детей через некоторое время спрашивали о том, что они видели на изображении, практически все говорили, что мужчина — специалист ремонтной службы, который пришёл чинить сломанную плиту. Повар в больнице «повышался» до врача, а директриса школы «понижалась» до секретарши или кухарки.

По этой же причине так плохо работают мотивационные картинки с учёными-женщинами, призывающие девочек идти в науку. Из-за навязанных с детства стереотипов девочки помнят об этих учёных как об ассистентках или лаборантках.

Стоит только бросить зёрнышко гендерных стереотипов в плодородную почву детского разума, как из неё немедленно полезут сорняки, причисляющие девочек и мальчиков к разным видам. И выполоть почву может только её владелец, как только осознает всю ошибочность своих суждений.

Почему гендерно-нейтральное воспитание — это не страшно

Вокруг «нейтрального родительства» выстраивается высокий забор из мифов и «страшилок». Мол, если с детства не прививать ребёнку мужественность или женственность, из него вырастет гомосексуал, трансгендер, андрогин или запуганное существо со сломанной психикой. Это не так. Нейтральное родительство даёт ребёнку возможность найти себя — определиться с тем, кем он хочет быть, и жить в комфорте со своим внутренним я.

Гендерно-нейтральное воспитание не сделает из ребёнка лесбиянку или гея. В первую очередь потому, что гомосексуальность закладывается генетически. Невозможно «заставить» человека быть геем или лесбиянкой, если он гетеросексуал. На это невозможно повлиять, и с этим ничего нельзя делать.

Гендерно-нейтральное воспитание не превратит ребёнка в трансгендера. Трансгендерами являются 2–5% от человеческой популяции. Опять же, это не зависит от воспитания. Как и в случае с гомосексуальностью, это обуславливается генетически, химически и физиологически. В этом плане показательна история Брюса-Бренды Реймера — мальчика, который получил травму пениса во время обрезания, и которого после этого воспитывали как девочку. Брюс не был трансгендером, поэтому ему было дискомфортно в теле женщины. Со временем вернулся к своей изначальной гендерной идентичности, женился и усыновил детей, даже несмотря на то, что его растили девочкой.

Согласно статистике TransActive, более 85% детей, воспитанных гендер-нейтрально, являются гетеросексуалами и воспринимают себя сообразно со своим биологическим полом.

Гендерно-нейтральное воспитание не выступает против феминности или маскулинности. Напротив — оно позволяет девочкам быть маскулинными, а мальчикам — феминными, если им этого хочется, или сочетать в себе оба этих признака. Грубо говоря, нейтральное родительство не требует отобрать у девочек кукол, а у мальчиков — машинки. Оно предлагает положить перед ребёнком и куклы, и машинки, и динозавров, и что угодно ещё, чтобы он мог сделать выбор в зависимости от своих личных предпочтений, а не от навязанных обществом установок.

Времена изменились

Отличающихся часто травят и не любят, особенно в жёсткой школьной среде. Родители всеми силами пытаются защитить своих детей от этого — и попытка сделать их такими, как все, тоже является защитной мерой. Но все люди разные. Каждый ребёнок, вне зависимости от пола, обладает уникальной личностью: в чём-то он силён, в чём-то слаб, в чём-то лучше других, в чём-то хуже.

Однажды вам придётся сделать выбор. Чего вы хотите, чтобы ребёнок жил в гармонии с самим собой, занимался действительно интересными ему вещами, одевался так, как захочет, и вёл себя так, как ему комфортно, или следовать устаревшим и навязанным гендерным стереотипам?

дети и кубики

Понравилась статья? Поставь лайк, поблагодари автора и поделись полезной информацией с другими
иконка сердечка
logo
Читайте также