Напишите нам
Отправляя письмо, вы соглашаетесь с условиями Политики конфиденциальности
Избранное 1 товар
Вход
Регистрация
Все поля обязательны для заполнения
Восстановление пароля

​Мой ребенок не говорит. Что делать?

Нет времени читать?

ребенок и мама

Дети развиваются неодинаково. Соседская Настенька уже вовсю щебечет, а ваш Петя — молчит, как партизан на допросе. Но как понять, когда «позднее зажигание» становится настоящей проблемой? Как узнать, когда нужно бежать к врачам — неврологам и логопедам? Как их распознать, эти первые признаки речевых проблем?

Когда бежать к врачу

Именно в первый год жизни у малыша формируются самые ключевые речевые навыки, поэтому его должен постоянно наблюдать невролог.

У малыша параллельно развиваются функции движения и речи: например, дитя начинает лепетать примерно в одно время с ползанием и подражать речи — одновременно с попытками ходить. К году нормально развивающийся ребенок умеет произносить примерно десять слов и понимать около сорока. В этот список входят все «па», «ма», «ба», «бака» и другие простые слова.

Условно норма развития выглядит так:

  • 1–1,5 месяца: гуление;
  • 5–8 месяцев: лепет;
  • год: первые слова;
  • два года: первые короткие фразы;
  • три года: первые сложные предложения;
  • пять лет: речь ребёнка можно сравнить с речью взрослого.

Но даже если у ребёнка есть какие-нибудь отставания, никто не будет ставить ему диагноз до трёх лет. Это не значит, что до трёх лет бессмысленно обращаться к врачу, напротив, в случае серьёзных проблем с речью чем раньше вы придёте к специалисту, тем лучше. На любом из этапов может возникнуть проблема, и тогда должны подключаться взрослые — родители и логопеды, — которые подталкивают малыша на верный путь. Порой ему нужен совсем незначительный толчок, порой — долгая и сложная работа, если речь, допустим, идет об алалии из-за органического поражения мозга.

Иногда ребёнок просто развивается с запозданием. И если нет проблем ни с развитием, ни с моторикой, ни со слухом, то остаётся просто ждать, попутно помогая крохе: массажем, ЛФК, прыжками на батуте, беговелом, фитболом, ритмическими играми.

И иногда речь «запускается» благодаря каким-то переживаниям. К примеру, не мог ребёнок произносить звук [р], но поехал куда-то с родителями, выглянул в окно — и вдруг как зарычит!

Правда и неправда о речевом развитии ребенка

Тезис: «Нужно просто подождать — в пять лет ребенок сам заговорит»

Правда: Бывает такое, что ребенок молчит, «накапливает», а потом начинает говорить, причем сразу довольно внятными и осмысленными предложениями. Однако происходит это обычно в 2–3 года, никак не в 5. И совсем не факт, что к таким «накопителям» относится именно ваш ребенок. Лучше обратиться к специалисту, который скажет, действительно ли вам нужно ждать или пора беспокоиться.

Тезис: «Если подрезать уздечку, ребенок сразу заговорит»

Правда: Правда заключается в том, что с неподрезанной уздечкой ребенок не сможет произносить некоторые звуки, в числе которых шипящие, [р] и [л]. Но это не значит, что он не будет пытаться, заменяя одни звуки другими. Подрезание уздечки не лечит волшебным образом от алалии, оно помогает правильно произносить звуки.

Тезис: «Если ребенок умненький, все понимает, выполняет действия, то переживать из-за отсутствия речи не нужно, он сам однажды заговорит»

Правда: Да, интеллектуально ребенок может соответствовать своему возрасту. Он откликается на имя, выполняет задачи, правильно реагирует на те или иные «раздражители». Но неработающая речь — это тоже неисправность. Совсем не факт, что малыш заговорит сам. Может и не заговорить.

Тезис: «Если развивать мелкую моторику ребенка, он сам заговорит»

Правда: Мелкая моторика действительно связана с речью, поэтому логопедические упражнения часто совмещаются с упражнениями на развитие мелкой моторики. Но они — не панацея. Сколько ни требуй от малыша перебирать крупу, он не заговорит. Нужно использовать другие методики, нужно подходить к проблеме именно логопедически. А лепка из пластилина, нанизывание бусинок на нитки, складывание узоров или вырезание картинок — это всего лишь дополнительные задачи, которые, к примеру, сильно помогут при подготовке ребенка к письму.

5 советов родителям с детьми-«молчунами»

1. Не зацикливайтесь на раннем развитии. Раннее развитие не приводит ни к чему хорошему: ребёнок, с которым занимаются не по возрасту, может зажаться и вовсе перестать говорить — из чистого упрямства. Или могут сдвинуться мышцы, и тогда вам придется разбираться с другой проблемой: заиканием.

2. Речь и физическое развитие ведите параллельно. Сначала учите малыша ползать, потом ходить, подниматься и спускаться по лестницам, использовать любые тренажеры — беговел, самокаты и велосипеды. Занимайтесь с крохой на фитболе, ходите с ним на батуты и качели. Все это не просто развлечение — это помощь в развитии навыков устной и письменной речи.

3. Играйте с ребенком. Опять же, игры — это не только развлечения, это еще и процесс познания. Ничего не получится, если оставить малыша самому себе. С ним нужно играть — опускаться рядом на ковер, взаимодействовать, учить.

Совместные игры родителя и ребенка очень помогают в развитии речи. Игрой нужно заинтересоваться вам обоим — придумать сюжеты, брать на себя роли, шутить, веселиться, рассказывать и экспериментировать.

4. Старайтесь говорить проще. Чётко артикулируйте, проговаривайте слова: «киса», «тетя», «папа». Отдавайте короткие и понятные инструкции, например: «Иди сюда», «Дай руку», «Встань». Можно задействовать «визуал»: оформить альбом с фотографиями родственников, каждый снимок снабдить подписью вроде «Баба Люба», показывать малышу и проговаривать все имена вслух.

5. Обратитесь за помощью. По-хорошему, малыш должен все время находиться под наблюдением невролога, который заметит, если вдруг что не так. Но у районного врача большой поток, поэтому интересуйтесь, рассказывайте о ребенке, спрашивайте совета. Возможно, вам удастся перехватить проблему на начальном этапе и быстро с ней разобраться.

Понравилась статья?
Поставь лайк, поблагодари автора и поделись полезной информацией с другими
ВКонтактеWhats App
Читайте также