Напишите нам
Отправляя письмо, вы соглашаетесь с условиями Политики конфиденциальности
Избранное 1 товар
Вход
Регистрация
Все поля обязательны для заполнения
Восстановление пароля

Как развить усидчивость ребенка в школе?

Нет времени читать?

Школа — не волшебное место, где ребёнок моментально приобретёт навыки усидчивости и умение удерживать внимание. К учебным будням малыша нужно готовить, чтобы информация давалась ему проще, и чтобы уроки не становились утомительными и скучными. К счастью, усидчивость — тоже своего рода мышца, её почти всегда можно развить. Рассказываем о том, как это сделать.

Что важно знать о детском внимании?

Ни в коем случае нельзя заставлять ребёнка заниматься, принуждать его. У детей нервная система только формируется, им сложно концентрироваться на занятиях дольше какого-то времени. Например, для пятилетнего ребёнка это 15 минут, после чего малышу требуется сменить вид деятельности, а для деток помладше — и вовсе 3–10 минут. Дольше заниматься будет бесполезно даже с самым способным ребёнком.

Оптимально сочетать умственные упражнения с физической разминкой — такое чередование полезно не только детям, но и взрослым. Например, поучить слова десять минут, потом побегать, побеситься, полазить по шведской стенке, сделать зарядку под бодрую весёлую музыку. Важно не только чередовать упражнения, но и каждый раз находить для ребёнка новые весёлые занятия: тогда он будет знать, что родители приготовили что-то интересное, и охотно включаться в игру.

ребенок рисует

Ключевое во внимании маленького ребёнка — его любовь к ярким, необычным, интересным вещам. Ему интересно то, что интересно вам. Увлечь малыша скучной математикой невозможно, но вполне реально — математической игрой.

На чём формируется детская усидчивость?

Усидчивость, умение концентрироваться, хорошо учиться и выполнять задания говорит о здоровом развитии мозга и нервной системы. Здоровое развитие — не только органическая переменная, оно во многом зависит от атмосферы в семье и от родительского подхода к воспитанию подрастающего поколения.

Вот что на это влияет:

  • ощущение безопасности. Если человек не в безопасности, он ничего не может делать, и если взрослые могут заставить себя, то ребёнок не может. Его психика приведена к трём константам «бей, замри, беги», ему не до учёбы и не до концентрации внимания;
  • привязанность к родителям. Важно уделять малышу достаточно внимания, обнимать его, проявлять симпатию, говорить ему хорошие вещи. Привязанность формируется с первых дней жизни малыша. Её недостаток приводит к травме привязанности;
  • общение. Человек — существо социальное, ему крайне важно взаимодействовать с себе подобными. Детям важны разговоры, им важно общаться с другими детьми. В общении усидчивость формируется так же хорошо, как и при выполнении упражнений.

Если ребёнок патологически неусидчив, возможно, ему не хватает чего-то из перечисленного. Возможно, он не чувствует себя в безопасности, находится в стрессе, ему мало общения, он ощущает себя нелюбимым и ненужным. Очень сложно быть внимательным, находясь во враждебной обстановке.

Иногда неусидчивость — особенность нервной системы. Такое бывает при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), поведенческом расстройстве, симптомами которого как раз являются неспособность концентрироваться, излишняя импульсивность, непоседливость, гиперактивность. Это хронический синдром, и к деткам с СДВГ требуется особенный подход, чтобы они успешно адаптировались ко взрослой жизни.

дети

Однако, если нервная система ребёнка соответствует возрасту, он не запуган и не обделён любовью, то научить его быть более внимательным вполне возможно. Для этого есть специальные упражнения.

Что важно для повышения внимания ребёнка?

  1. Правильный режим дня. Чтобы ребёнок был сконцентрирован, он должен быть бодр, сыт и доволен жизнью. Для этого нужны правильный распорядок дня и систематичность: вставать и ложиться, есть и гулять в одно время. Оптимальное количество сна для ребёнка — 8–10 часов, при этом за час до отбоя следует отложить в сторону электронные приборы. Они возбуждают мозг, заснуть с телефоном под боком довольно непросто.
  2. Помощь родителям. Да, выполнение мелких задач по дому помогает развить внимательность! Это может быть разбирание постиранного белья, мытьё посуды, уборка, приготовление несложных блюд и любая другая помощь родителям. Наличие некоторых обязанностей воспитывает ответственность и учит концентрации внимания. Главное, чтобы эти действия не делались «из-под палки». Очень важно убедить ребёнка в том, что он помогает маме и папе, и что его усилия ценны и важны.
  3. Практики осознанности. Осознанность, или майндфулнесс (mindfulness), помогает человеку лучше чувствовать своё тело, разбираться в своих эмоциях, отыскивать причинно-следственные связи в себе. Например, если нам хочется плакать, то нужно разобраться, почему. Может, мы голодны, а может, обижены? Такая самопомощь снижает уровень стресса и тревожности. Почитать подробнее о майндфулнесс можно в книге Марии Монтессори и Вольфганга М. Ауэра «Практика пробуждения чувств. Игры и идеи для детских садов и дошкольных групп». Взрослым осознанность тоже будет полезна.

дети на площадке

Игры и упражнения на повышение внимательности

«5-4-3-2-1». Это классическое упражнение тренирует и внимательность, и усидчивость. Ребёнку нужно задать пять вопросов:

  • 1) назови 5 вещей, которые ты видишь перед собой;
  • 2) назови 4 вещи, которые можно потрогать;
  • 3) назови 3 вещи, которые можно услышать;
  • 2) назови 2 вещи, которые можно почувствовать на запах;
  • 1) назови 1 вещь, которую можно попробовать на вкус.

«Ухо — нос». Ещё одно классическое упражнение. По команде «Ухо» вы хватаетесь за ухо, по команде «Нос» — за нос. Ребёнок повторяет за вами. Потом вы намеренно начинаете ошибаться, говоря «Ухо», но хватая себя за нос. От ребёнка при этом требуется выполнение вербальной части упражнения — и игнорирование ваших ошибок.

«Карлики и великаны». По команде «Карлики» дети присаживаются на корточки, по команде «Великаны» встают на ноги. Поначалу вы чередуете команды, потом начинается произносить одинаковые подряд, ускоряясь всё сильнее. Детям нужно быть внимательными, чтобы правильно выполнить задания.

«Съедобное — несъедобное». Для этой игры нужен мячик. Условия такие: вы бросаете ребёнку мяч, и если при этом вы называете что-то съедобное, ребёнок должен поймать его, если несъедобное — отбить или опустить руки.

«Чего нет?». Перед малышом нужно положить 3–7 игрушек, попросить запомнить их, а потом закрыть глаза. Пока ребёнок не смотрит, уберите одну игрушку, а потом попросите малыша вспомнить, чего не хватает.

Игры и упражнения на развитие усидчивости

В деле тренировки усидчивости очень поможет творчество — рисование и раскрашивание, лепка из пластилина, вырезание, создание икебан и оригами, в зависимости от сферы интересов ребёнка. Можно купить для него набор бусин и вместе создавать яркие браслеты, а потом дарить их друзьям.

ребенок учится

Хорошая вещь — пазлы и мозаики, конструкторы, раскладывание деталек по цвету. Можно просто засыпать фасоль в бутылку с узким горлышком, а можно перебирать крупу, некоторым детям такие занятия нравятся.

Некоторым деткам нравятся логические задачки: найти отличия, отыскать выход из лабиринта, найти предмет. Можно купить специальную книжку «Где же Уолли?» («Где Волли?»), в которой главный герой, парень по имени Уолли, путешествует по разным местам. Это цикл из красочных иллюстраций с огромным количеством мелких деталей. Детям нужно отыскивать на картинках предметы и ставить галочки в колонке.

Ещё одно хорошее упражнение — так называемые «длинные сказки», истории с неожиданными поворотами сюжета, которые родители рассказывают ребёнку на протяжении нескольких дней. Заинтересованный малыш запоминает детали, это полезно для тренировки внимательности и усидчивости.

Понравилась статья?
Поставь лайк, поблагодари автора и поделись полезной информацией с другими
ВКонтактеWhats App
Читайте также