Школа — не волшебное место, где ребёнок моментально приобретёт навыки усидчивости и умение удерживать внимание. К учебным будням малыша нужно готовить, чтобы информация давалась ему проще, и чтобы уроки не становились утомительными и скучными. К счастью, усидчивость — тоже своего рода мышца, её почти всегда можно развить. Рассказываем о том, как это сделать.
Ни в коем случае нельзя заставлять ребёнка заниматься, принуждать его. У детей нервная система только формируется, им сложно концентрироваться на занятиях дольше какого-то времени. Например, для пятилетнего ребёнка это 15 минут, после чего малышу требуется сменить вид деятельности, а для деток помладше — и вовсе 3–10 минут. Дольше заниматься будет бесполезно даже с самым способным ребёнком.
Оптимально сочетать умственные упражнения с физической разминкой — такое чередование полезно не только детям, но и взрослым. Например, поучить слова десять минут, потом побегать, побеситься, полазить по шведской стенке, сделать зарядку под бодрую весёлую музыку. Важно не только чередовать упражнения, но и каждый раз находить для ребёнка новые весёлые занятия: тогда он будет знать, что родители приготовили что-то интересное, и охотно включаться в игру.
Ключевое во внимании маленького ребёнка — его любовь к ярким, необычным, интересным вещам. Ему интересно то, что интересно вам. Увлечь малыша скучной математикой невозможно, но вполне реально — математической игрой.
Усидчивость, умение концентрироваться, хорошо учиться и выполнять задания говорит о здоровом развитии мозга и нервной системы. Здоровое развитие — не только органическая переменная, оно во многом зависит от атмосферы в семье и от родительского подхода к воспитанию подрастающего поколения.
Вот что на это влияет:
Если ребёнок патологически неусидчив, возможно, ему не хватает чего-то из перечисленного. Возможно, он не чувствует себя в безопасности, находится в стрессе, ему мало общения, он ощущает себя нелюбимым и ненужным. Очень сложно быть внимательным, находясь во враждебной обстановке.
Иногда неусидчивость — особенность нервной системы. Такое бывает при синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), поведенческом расстройстве, симптомами которого как раз являются неспособность концентрироваться, излишняя импульсивность, непоседливость, гиперактивность. Это хронический синдром, и к деткам с СДВГ требуется особенный подход, чтобы они успешно адаптировались ко взрослой жизни.
Однако, если нервная система ребёнка соответствует возрасту, он не запуган и не обделён любовью, то научить его быть более внимательным вполне возможно. Для этого есть специальные упражнения.
«5-4-3-2-1». Это классическое упражнение тренирует и внимательность, и усидчивость. Ребёнку нужно задать пять вопросов:
«Ухо — нос». Ещё одно классическое упражнение. По команде «Ухо» вы хватаетесь за ухо, по команде «Нос» — за нос. Ребёнок повторяет за вами. Потом вы намеренно начинаете ошибаться, говоря «Ухо», но хватая себя за нос. От ребёнка при этом требуется выполнение вербальной части упражнения — и игнорирование ваших ошибок.
«Карлики и великаны». По команде «Карлики» дети присаживаются на корточки, по команде «Великаны» встают на ноги. Поначалу вы чередуете команды, потом начинается произносить одинаковые подряд, ускоряясь всё сильнее. Детям нужно быть внимательными, чтобы правильно выполнить задания.
«Съедобное — несъедобное». Для этой игры нужен мячик. Условия такие: вы бросаете ребёнку мяч, и если при этом вы называете что-то съедобное, ребёнок должен поймать его, если несъедобное — отбить или опустить руки.
«Чего нет?». Перед малышом нужно положить 3–7 игрушек, попросить запомнить их, а потом закрыть глаза. Пока ребёнок не смотрит, уберите одну игрушку, а потом попросите малыша вспомнить, чего не хватает.
В деле тренировки усидчивости очень поможет творчество — рисование и раскрашивание, лепка из пластилина, вырезание, создание икебан и оригами, в зависимости от сферы интересов ребёнка. Можно купить для него набор бусин и вместе создавать яркие браслеты, а потом дарить их друзьям.
Хорошая вещь — пазлы и мозаики, конструкторы, раскладывание деталек по цвету. Можно просто засыпать фасоль в бутылку с узким горлышком, а можно перебирать крупу, некоторым детям такие занятия нравятся.
Некоторым деткам нравятся логические задачки: найти отличия, отыскать выход из лабиринта, найти предмет. Можно купить специальную книжку «Где же Уолли?» («Где Волли?»), в которой главный герой, парень по имени Уолли, путешествует по разным местам. Это цикл из красочных иллюстраций с огромным количеством мелких деталей. Детям нужно отыскивать на картинках предметы и ставить галочки в колонке.
Ещё одно хорошее упражнение — так называемые «длинные сказки», истории с неожиданными поворотами сюжета, которые родители рассказывают ребёнку на протяжении нескольких дней. Заинтересованный малыш запоминает детали, это полезно для тренировки внимательности и усидчивости.