Напишите нам
Отправляя письмо, вы соглашаетесь с условиями Политики конфиденциальности
Избранное 1 товар
Вход
Регистрация
Все поля обязательны для заполнения
Восстановление пароля

Что лучше: учиться в первую смену или во вторую?

Нет времени читать?

Дети в большинстве российских школ учатся в две смены. Исключение — учащиеся 1, 5, 9 и 11 классов, а также школьники, проходящие обучение в лицеях, гимназиях, учреждениях с углубленным изучением предметов: в соответствии с СанПиН, они могут заниматься только в первую смену. Почему так? И в целом, что лучше? Постараемся разобраться — и приглашаем вас высказать своё мнение!

Биоритмы и законы

Российский закон об образовании ничего не говорит по поводу обучения в две смены, но об этом говорится в СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010. Согласно документу, обучение может быть организовано в две смены (максимум), и уроки не должны начинаться раньше восьми утра. Исключением являются ученики 1, 5, 9 и 11 классов — они должны учиться строго в первую смену. Так же, как и дети, проходящие обучение в гимназиях, лицеях и учреждениях с углублённым изучением предметов.

дети в школе

Если ребёнок ходит в обычную районную школу, он вполне может попасть на вторую смену, это не будет незаконным. Возможно, некоторые дети даже желают этого, но вторая смена для подавляющего большинства людей становится настоящим наказанием, причём как для самих школьников, так и для их родителей.

Безусловно, все мы подчиняемся своим биоритмам: есть люди, которым комфортнее вставать рано, есть те, у которых пик работоспособности приходится на вечер. Этих пиков у человека два — с 10 до 12 и с 16 до 18. Но вторая смена не нравится большинству, и вот почему.

Чем чревата вторая смена?

Вот как родители описывают обучение ребёнка во вторую смену: «Встаёт примерно в девять часов, пока занимается своими делами, приходит пора выходить в школу. Поскольку уроки со вчерашнего дня не сделаны, начинается судорожное написание упражнений, об устных предметах и речи не идёт — их приходится учить во время перемен. После школы — кружки и тренировки, возвращение домой поздно вечером, когда на учёбу не остаётся сил. В результате страдает всё: успеваемость, досуг, общение со сверстниками. Вписать в такой график отдых невероятно сложно».

дети в школе

Для многих вторая смена «разбивает» день, вынуждает целиком подчинять жизнь школе. Если вовремя не перестроиться, очень страдает учёба. Существенным недостатком некоторые родители называют тот факт, что школьника становится сложно контролировать: уроки большинство второсменщиков предпочитают делать с утра, когда мама и папа уходят на работу.

Сложность связана и с тем, что вторая смена создаёт «аритмию» с основной частью семьи. Большая часть людей работают в первую смену. Возможно, в семье есть студенты — и они начинают учёбу с утра. Всё это создаёт массивный диссонанс, связанный в том числе с тем, что мамы-папы больше не могут контролировать уход ребёнка на уроки и выполнение им домашних заданий.

Есть ли преимущества?

Мы живём в мире, целиком подчинённом «жаворонкам». Всё открывается рано утром и закрывается не самым поздним вечером. При этом биоритмы у всех разные — некоторые дети обожают поспать подольше, во время каникул и выходных они моментально «выпадают» из школьного графика и переходят на тот, который для них оптимален.

Истинные «жаворонки» рады вставать рано сами по себе — для них это естественно.

Благодаря второй смене ребёнок может позже ложиться и позже вставать. Выспавшиеся «совята» не клюют на уроках носом и могут спокойно воспринимать то, что рассказывает педагог. С утра они принимаются за уроки отдохнувшими и готовыми к свершениям. Для многих родителей вторая смена — ещё и возможность сказать ребёнку: «Поздравляю, ты повзрослел! Теперь за свои домашние задания ты отвечаешь сам».

Не говоря о том, что для большинства школ вторая смена — не прихоть, а необходимость. Это позволяет уменьшить размеры классов, разгрузить коридоры, преподавателей и завучей, следящих за поведением детей.

книга

Как перейти с первой смены на вторую?

Большая часть проблем при переходе с одного распорядка дня на другой связана с тем, что ни родители, ни школьник не подходят к вопросу грамотно.

Что нужно сделать? Нужно выработать режим и чётко ему следовать: вставать в одно время, делать уроки, идти в школу, идти на кружок, возвращаться домой. Нужно оставить несколько часов и на прогулки с друзьями, и на хобби. Тогда всё будет хорошо.

Если учить вечером уроки сложно, можно просто повторять пройденное — или заняться устными предметами, прочитать главу по географии или биологии. На это не уйдёт много времени, и это не требует такой колоссальной концентрации.

Впрочем, для подавляющего большинства вторая смена всё равно неудобна, однако её не избежать из-за переполненности школ. Лучше подготовиться к ней заранее, составить график и следовать ему, тогда адаптация пройдёт легче.

Понравилась статья?
Поставь лайк, поблагодари автора и поделись полезной информацией с другими
ВКонтактеWhats App
Читайте также