Откуда она взялась — эта традиция отдавать ребёнка в музыкальную школу? Корни её уходят в античность, когда наши далёкие предки стремились развивать молодёжь интеллектуально и физически, прививать чадам не только логику, но и чувство прекрасного. В дореволюционной России музыкой занимались все молодые аристократы и даже дети из менее знатных сословий: купцы и помещики, военные и обыкновенный люд. Спад популярности музыкальных школ и «надомных» учителей пришёлся на 80-е: тогда газеты пестрели объявлениями о продаже и безвозмездной передаче пианино за самовывоз.
Мало кто занимался музыкой из детей лихих 90-х, но сегодня, когда благосостояние россиян стало расти, музыкальные школы и частные репетиторы снова начали пользоваться спросом.
Но имеют ли занятия музыкой какой-то смысл помимо чисто созерцательного, помимо прививания детям любви к прекрасному? Давайте разберёмся, что говорят по этому поводу специалисты.
Татьяна Черниговская, известный петербургский нейролингвист и физиолог, утверждает, что занятия музыкой способствуют ускоренному развитию мозга. Это не имеет отношения к стереотипу, что ребёнок из хорошей семьи непременно должен играть на фортепьяно, и никак не связано с уровнем интеллигентности и интеллектуальности. Это — научный факт: во время занятий музыкой мозг учится воспринимать сложные ритмы и улавливать малейшую разницу между звуками, что улучшает качество нейронной связи. Разум становится гибче и пластичнее, причём эффект от детских занятий музыкой сохраняется до глубокой старости. Кроме того, натренированный музыкой мозг лучше усваивает устную речь, что положительно сказывается на изучении иностранных языков.
Казалось бы, какая может быть связь между «тонкими» материями музыкального искусства и строгой математикой? Всё дело в том, что в музыкальной школе ребёнок приучается читать ноты, причём одновременно «работая» руками или ногами. В книге Дины Кирнарской «Музыкальные способности» утверждается, что исполнение незнакомой мелодии с листа — один из сложнейших видов человеческой деятельности, который требует не только идеального знания нот, но и умения «заглянуть» вперёд и запомнить увиденное. Музыкальный навык, приучающий ребёнка к многозадачности, впоследствии очень помогает при изучении точных наук, требующих сопоставления, анализа и сравнения. Недаром многие известные математики и физики были ещё и талантливыми музыкантами.
Что такое игра на музыкальном инструменте? Это совокупность интеллектуальной и физической деятельности: музыкант должен не только знать, куда нажать или поставить руку, но и держать в голове весь лист с нотами. Неважно, какой инструмент изберёт для себя ребёнок, будет это оригинальная укулеле или фундаментальное фортепиано, — каждый из них требует впечатляющего пространственного мышления, которое эффективно развивается регулярными тренировками.
Недавнее исследование Детского госпиталя Бостона доказало: занятия музыкой позволяют детям куда быстрее и качественнее справляться с тестами, потому что учат беспроблемно переключать внимание с одной задачи на другую. А в журнале Nature Reviews Neuroscience была опубликована статья, в которой учёным удалось доказать положительное влияние музицирования на СВДГ и дислексию. Обучение музыке помогает ребёнку лучше воспринимать речь и как следствие — эффективнее фокусироваться на лекциях учителя. Что уж говорить о том, что наличие музыкального слуха способствует более быстрому освоению иностранных языков.
Эмоциональный интеллект, EQ, — это способность понимать, слушать и слышать, улавливать настроение собеседника. Здесь всё вполне логично: «подкованные» в музыкальном плане люди гораздо более чутко примечают любые изменения в голосе других людей. Вместе с музыкальными инструментами дети учатся «настраивать» собственную чуткость, а ведь EQ значит для счастья человека намного больше, чем известный всем нам IQ.
Тут даже разъяснять ничего не нужно: занятия музыкой учат усидчивости, старательности, выносливости и многозадачности. Ребёнок, посещающий музыкальную школу, будет ответственнее подходить и к изучению других предметов, и к своим домашним обязанностям, и — в будущем — к работе.
Иными словами, музыка — это очень хорошо. И всё же плюсы музыкальной школы — вовсе не повод принуждать ребёнка к занятиям на пианино или иных музыкальных инструментах. Любовь к музыке должна идти из семьи, и тогда рано или поздно Ваши дети сами потянутся к инструменту, сами попросят Вас отвести их в музыкальную школу.
Не поленитесь найти хорошего преподавателя или предварительно «разведать» обстановку в музыкальной школе, переговорить с педагогами и директором, почитать отзывы в интернете. А если случится так, что Ваш ребёнок вдруг потеряет интерес к музыке, не заставляйте его «из-под палки», а просто выясните причину.
Слушайте хорошую музыку, любите классику, посещайте филармонию и прививайте любовь к прекрасному своим детям. И поверьте: в будущем они скажут Вам за это огромное «спасибо».