Немало копий было сломано в спорах о том, когда ребёнка можно отпускать на улицу одного. Одни считают, что в 10–12 лет школьник уже в состоянии самостоятельно добираться до учебного заведения и возвращаться домой, другие водят чадо на уроки вплоть до выпускного класса. Где же истина — та самая «золотая середина», которую упорно ищут родители? Постараемся разобраться.
Вспомните своё детство. Опустим советские времена, остановимся на первой декаде после перестройки. Назвать «лихие девяностые» благополучными было нельзя, но отчего-то родители намного охотнее отпускали детей гулять. Каждое утро можно было заметить толпу школьников, идущих на уроки, а днём — тех же личностей, возвращающихся домой.
Сейчас первоклашек можно встретить или в школе, или на школьном дворе во время урока физкультуры, или на огороженных площадках около дома. Неужели с 90-х в городах стало больше преступников или опасностей? Едва ли — просто меняется менталитет. Постепенно люди изживают в себе советские привычки, становятся осторожнее, тревожнее и подозрительные. Более того, трепетное отношение к детям всячески поощряется, тогда как мать, прививающая детям самостоятельность, получает нелестное определение «ехидна».
Как бы то ни было, у ребёнка есть потребность в самостоятельности, рано или поздно чадо придётся отпустить. Вот только когда?
У нас нет федерального закона, который прямо указывал бы, в каком возрасте ребёнка можно отпускать на улицу одного, только законы, запрещающие детям находиться в «неподобающих местах» или гулять после захода солнца. Некоторые регионы регулируют возраст, с которого ребёнок может ходить по улицам без сопровождения взрослых: в Краснодаре это, например, семь лет.
Иными словами, самостоятельные детские прогулки остаются на откуп взрослым, но стоит помнить, что в ряде ситуаций отсутствие родителя может быть трактовано как «бездействие» или «ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию и содержанию».
Каждый ребёнок — индивидуальность, у каждого свой темп роста и развития. По мнению психологов, один из основных показателей готовности ребёнка к самостоятельным прогулкам — наличие у него такового желания.
Впрочем, одного желания недостаточно. Родители должны осознавать, готово ли их чадо выпорхнуть из родительского гнезда в реальный мир, пусть даже на пару часов. Например, ребёнок должен понимать, что с незнакомцами не стоит никуда ходить, не выбегать на дорогу, хорошо ориентироваться в местности, не влезать в драки и конфликты, уметь о себе позаботиться и самостоятельно понять, когда нужно возвращаться домой. Иными словами, ребёнок должен быть достаточно социализирован для того, чтобы пара часов без родителей не привели к катастрофе.
Не менее важны и непосредственно социальные навыки ребёнка — умение заводить дружбу со сверстниками, способность включиться в игру, познакомиться, обратиться к вызывающему доверие взрослому за помощью, купить хлеб в магазине, позвонить по телефону.
И наконец, важна готовность самих родителей. Сможете ли вы отпустить ребёнка на улицу и не названивать ему каждые пять минут, не сидеть у окна, неусыпно следя за передвижениями своего чада, доверить ему покупку молока на ужин? Тут нужно понимать, что неуверенность родителей сделает неуверенным и самого ребёнка, даже если психологически и социально он ко всему готов.
Вне зависимости от возраста ребёнка и того, где он гуляет, научите его основным правилам безопасности — их он должен знать наизусть:
1. Нельзя разговаривать с незнакомцами и брать у них что-либо, даже если очень хочется.
2. Нельзя уходить куда-либо, не спросив разрешения у родителей.
3. Нельзя выходить за пределы территории, где родители разрешили гулять.
4. Нельзя выходить на дорогу. Если нужно её перейти — нужно следовать ПДД.
5. Обязательно соблюдать все договорённости и постоянно быть на связи.
Напомните ребёнку известную фразу из фильмов про Человека-Паука: большая сила — это большая ответственность. И любая свобода — это тоже ответственность. Ребёнок должен это понимать.